Наши партнеры

www.babybam.ru www.egoza-kazan.ru

www.hh.ru Казанский свадебный портал

kndvor.ru www.mamakazan.ru

www.vershinapsi.ru www.skengu.ru

Ранее развитие ребенка - все ЗА и ПРОТИВ

Ранее развитие ребенка - все ЗА и ПРОТИВЕсли бы взрослые задумались о том, что на самом деле кроется под модной фразой «раннее развитие детей», то споры по поводу того, нужно ли это или нет, затихли бы раз и навсегда. В психологии этим термином обозначают всего-навсего развитие детей от рождения до 6-ти лет. Кто-нибудь видит в этом что-то необычное? А сверхъестественное? А противоречащее природной сути? Нет? Тогда давайте разберемся, почему мы так активно дискутируем по этому вопросу.

«Золотое время»
Мозг человека начинает развиваться с самого рождения. Он, как губка, впитывает получаемую извне информацию, со временем начинает ее анализировать, а после, на основе всего этого, созидает нечто свое. Представьте себе, к 8-ми годам мозг уже практически полностью сформирован, и большая часть его «фундамента» была заложена там до шестилетнего возраста. Очевидно, что упустить такой важный период в развитии ребенка – просто преступление. Но что значит в данном случае «упустить»?

Запретное слово «нельзя»
«Упустить совсем» означает поместить ребенка в изолированную среду, ограничить его контакты с внешним миром, «запереть на засов» его пытливый ум (а он ой как пытлив!), не позволяя совершать лишних движений, не давая потрогать, пощупать, рассмотреть, поэкспериментировать. Самый страшный враг раннего (лучше назовем его своевременным) развития – родительское слово «Нельзя!». Оно отбивает у ребенка охоту совершенствоваться,  интересоваться развивающими играми внушает страх перед познавательной деятельностью и направляет на одну-единственную дорожку – автоматическое повторение за окружающими взрослыми. А мы, согласитесь, не всегда являемся достойным примером для подражания, да и информация, от нас поступающая, не всегда своевременна для детской психики.

Главное – среда 
Сторонники раннего развития, точнее, фанаты этого дела, хотя и думают, что способствуют интеллектуальному совершенствованию своего чада, на самом деле как раз и ставят его в аналогичную – безвыходную – ситуацию. Разрабатывая строгие программы обучения, они лишают детей других, таких естественных и необходимых для них составляющих развития, как общение и игра, которые (об этом знает любой студент-психолог) являются ведущей деятельностью ребенка до семилетнего возраста. Только через них малыш способен познать премудрости окружающего мира.

Ранее развитие ребенка - все ЗА и ПРОТИВСтрогое же заучивание, изобилие изучаемых дисциплин, слишком сложная для младшего возраста информация рано или поздно приведет к тому, что «резерв» мозга исчерпается. Дело в том, что в каждом возрасте малыш способен усвоить строго определенное количество информации вполне определенного качества. Когда этот «лимит» исчерпан, он либо полностью теряет интерес к процессу обучения, либо информация «записывается» неверно. Хорошей иллюстрацией такого педагогического конфуза может стать слишком раннее изучение алфавита, когда ребенок может, например, скороговоркой проговорить буквы от А до Я, но не узнать ни одну из них и, тем более, не назвать звук, который она обозначает. Еще один пример – бунт вчерашнего всезнайки, который отказывается выполнить простейшее арифметическое действие.

Необходимо также заметить, что, фанатично предаваясь взращиванию малолетнего гения, многие родители элементарно лишают своего малыша любви и ласки, как-то забывая о них за строгими требованиями к уровню знаний. Ограничивается и незаменимое в этом возрасте общение со сверстниками, уходят в небытие подвижные игры, не остается места для развития фантазии. А если «копнуть» еще глубже - слишком интенсивная ранняя стимуляция мозговой деятельности сказывается на нервной системе ребенка. Психологическое перенапряжение приводит к недостаточному питанию головного мозга; нарушение последовательности развития различных отделов мозга (в случае, когда какой-то отдел развился раньше того, которому было положено) – к проблемам с самоконтролем и построением взаимоотношений.

Вторая сторона медали
Надо сказать, что, помимо экстремальных энтузиастов раннего развития, есть и другая категория родителей, полагающих все возможное обучение, происходящее до школы, излишним и даже вредным. Им кажется, что воспитатель в детском саду, обучая ребенка рисованию, «калечит» его фантазию, что грамота и математика – не самое важное до 7-ми лет, что учить стихи – «всегда успеется» и так далее. Такая точка зрения так же ошибочна, потому как лишает ребенка многих возможностей. Дети, которых чрезвычайно боятся «лишить детства», хуже говорят, труднее адаптируются в коллективе и нередко лишены познавательного азарта.

Истина где-то посередине
Помните, что главная идея гармоничного, в том числе, и раннего развития – это не навязывать, а настойчиво предлагать ребенку самую разнообразную информацию. Доказано, что самое раннее развитие происходит через ощущения, и ощущения эти в каждом возрасте должны быть «свои». Сначала ребенок учится воспринимать свет, цвет и запах, и в нашей компетенции показать новорожденному эту сторону мира как можно лучше. Потом новых знаний требует его осязание, для чего его ручкам необходимо познать как можно больше разнообразной фактуры. Кстати, именно через мелкую моторику (движения пальчиками) природа придумала развивать мозг человека в самом раннем детстве, поэтому в первые годы жизни так важны все упражнения и игры, в которых задействованы детские ручки. Ну а дальше наша задача в игре познакомить ребенка с предметами, отношениями, с соблюдением правил, жизненными представлениями и навыками. Нет ничего плохого в том, чтобы научить его буквам, цифрам и даже иностранным словам, но все это изначально нужно не навязывать, а предлагать. И если оно будет «ко времени», то само гармонично ляжет в основу того интеллектуального богатства, которое формируется за «золотые» 6 лет жизни дошкольника.